ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ СТУДЕНОВ
«Благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь»
«Благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь»
Храм Архистратига Михаила, первый открытый храм в Москве к празднованию Тысячелетия крещения Руси уже на протяжении 18 лет является и одним из самых многолюдных храмов Юго-Запада столицы. И на протяжении всех этих лет его бессменным настоятелем является протоиерей Георгий Студенов.
— Отец Георгий, расскажите о своем детстве.
— Родом я из подмосковного города Клин. У мамы нас было четверо детей. Отец был тяжело ранен, а дедушка погиб, защищая родной Клин. Все мои родственники были людьми церковными, поэтому с детства храм был естественной частью моей жизни. На каждый праздник с бабушкой и с мамой я ходил в храм.
Одним из воспоминаний детства были посещения на Волге матушек, вернувшихся из многолетних ссылок. Я с детства помню, как сидел у них на руках, помню их рассказы о ссылке, об их лишениях — схиигумения Олимпиада, схимонахиня Анатолия, многие другие инокини, послушницы. Когда мне исполнилось семь лет, мы с моей бабушкой первый раз поехали в Троице-Сергиеву Лавру. И, как только вступил на благодатную землю Лавры, состоялась моя встреча с молодым тогда еще иеромонахом Варфоломеем (Гондаровским). Он оказал на меня очень большое влияние. Что бы ни происходило, я всегда мог спросить его совета; он всегда меня хранил и сейчас я чувствую, что это человек за меня предстоит и молится Богу. Еще для меня много значит отец Марк (Лозинский) и владыка Владимир, сейчас Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. С самого детства был дружен с семьей Капалиных, и сейчас, когда мои друзья детства являются архиереями нашей церкви — Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, — я благодарю Бога за то, что он сподобил меня пронести дружбу с ними через всю жизнь.
— Как относились окружающие к тому, что вы, в советское время, были открыто верующим человеком?
— Хотя действительно были и постоянные насмешки в школе: пальцем показывали и смеялись над детскими чувствами. Но, несмотря на это, я не был ни октябренком, ни пионером, не вступал в комсомол, и хотя тогда из–за этого были трудности с учителями, я им только благодарен. Они, не ведая того, воспитывали во мне характер, у меня сейчас с ними со всеми хорошие отношения. С детства очень любил рисовать, так что в школе даже все говорили, что я буду художником. Но поскольку с детства была уверенность в выбранном пути, стремился закончить школу, отслужить положенное время в армии и поступить в семинарию.
— Как складывалась Ваша учеба, кто из семинарских преподавателей вам особенно запомнился?
— Я поступил в Московскую Духовную семинарию. Господь сподобил меня служить иподиаконом покойного Святейшего Патриарха Пимена. В время учебы в Семинарии познакомился со своей будущей супругой. В четвертом классе семинарии, испросив благословение Святейшего, мы обвенчались. Из преподавателей вспоминаются многие — нынешний архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) интересно преподавал, отец Алексей Остапов, Осипов Алексей Ильич, Скурат Константин Ефимович. И владыка Александр, ректор Московских духовных школ, а затем архиепископ Саратовский и Вольский, — он понимал людей, видел, что в человеке есть настоящее церковное зерно, всегда лояльно относился и поддерживал каждого искреннего студента. Могу многих вспомнить, все преподаватели оставили о себе самые приятные воспоминания.
— Как складывалась Ваша жизнь после окончания семинарии?
— После окончания семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1975 году был рукоположен Святейшим Патриархом Пименом сначала в диакона, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 1 июня того же года — во пресвитеры. И фактически сразу получил назначение в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Опыта священнического служения особого не было еще, а там по восемь отпеваний, по 50 крестин, службы. Как пример вспоминается служба под Троицкую родительскую субботу. Все священники заболели, и тысяч шесть просфор надо было вынуть. Тогда я еще не понимал, что можно одну, две частички из просфоры вынимать: «Помяни, Господи, принесшия и их же ради принесоша», но многажды видел в Лавре иеромонахов, которые над каждой просфорочкой молятся и каждое имя поминают по частичке, и так же каждую просфорочку вынимал — целый день провел за этим делом. Это был мой первый храм.
Там я прослужил все лето, а затем был переведен в храм Воскресения Словущего на ул. Неждановой, где многие годы служил владыка Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. И под его началом я прослужил 9 лет, владыка митрополит дал мне очень многое примером благоговейного служения. В ту пору в храме служили многие достойнейшие священники. С протоиереем Леонидом Ролдугиным служил вместе, с протоиереем Сергием Вишневским, протоиереем Василием Жеребцовым, а когда отца Василия в Троицкий храм на Пятницкое кладбище назначили настоятелем, он передал как бы эстафету, подарил мне иерейский серебряный крест. Одновременно со священнослужением работал на различных церковных должностях — и в хозяйственном управлении и в Управлении делами Московской Партиархии.
— Расскажите, было ли что-то особенное в вашем назначении настоятелем в храм Архангела Михаила в Тропареве?
— Храмы не выбирают, все священники находятся в послушании у священноначалия, поэтому со своей стороны я никак не мог повлиять на решение о моем назначении. Но к этому храму у меня особое отношение. Еще в школе, потрудившись целое лето в Псково-Печерском монастыре, мы с другом, который ныне очень высокое духовное лицо — митрополит Калужский и Боровский Климент, поехали путешествовать. И вот первый раз я оказался в этом месте, когда мы проезжали мимо храма в аэропорт. Не знаю почему, но врезался в память величественный вид храма. И тогда, с детства, во мне укрепилось желание служить в этом храме. Затем, каждый раз проезжая мимо него, я молился, чтобы Господь даровал мне служить здесь. Потому, когда получил назначение именно в этот храм, я воспринял это назначение как несомненную волю Божию.
Тогда храм был разрушен, на крыше росли деревья, вокруг было ужасное запустение. Но в трудах и заботах прошли незаметно 18 лет настоятельства из 32-х, что служу священником.
— Отец Георгий, храм Архангела Михаила в Тропареве открылся одним из первых в Москве и сейчас он — один из крупнейших приходов столицы. Расскажите о храме, о его истории и современном состоянии.
— В этом году храму исполнилось 313 лет, он построен в 1794 году. Можно с уверенностью сказать, что в этом районе он каменный старожил, потому что ничего подобного здесь не было, все постройки существуют в пределах десятков лет. До революции здесь были маленькие деревеньки — были и пожары и разгромы, а храм устоял. Но, поскольку храм изначально был сельским, он небольшой. В советское время храм подвергся разрушению, потому что за крышей никто не следил, она протекала, своды набирали влагу, во весь потолок образовывались трещины. Окна и двери были наглухо забиты железом.
И сейчас с радостью вспоминается 1988 год — Тысячелетие Крещения Руси, всеобщий духовный подъем, в обществе меняется отношение к Церкви. В этом же году храм возвращается Церкви, а вошли мы в него 23 февраля 1989 года, и тогда это было страшное зрелище — груда ржавого металла, вплотную до сводов, какие-то конструкции чудовищные, станки. Но состоялось торжественное освящение храма, собравшее множество прихожан со всей Москвы. После этого мы уже не выходили из храма, было установлено дежурство, люди руками выскребали ржавчину и грязь с полов. И с того дня заботами всей моей жизни было восстановить этот храм, вернуть ему первоначальный достойный внешний вид и внутреннее убранство. К моменту открытия у меня дома хранились иконы, сосуды, другая утварь: что-то дарили, что-то покупал сам. Все это я отдал в наш храм.
Сейчас прихожан по большим праздникам можно и десятками тысяч исчислять, приход очень большой — сказывается и огромный район, в котором мы находимся и то, что наш храм — один из первых открытых храмов Москвы.
— Помимо настоятельства в храме Архангела Михаила в Тропареве, Вы являетесь настоятелем еще нескольких храмов. На ваш взгляд, эта ситуация нормальная или, скорее, она является следствием советского периода?
— На самом деле, быть настоятелем нескольких храмов, а я являюсь настоятелем десяти храмов, — достаточно тяжело, и десять храмов — многовато. Сейчас численность храмов по стране растет, а духовенства хватает не всегда, тем более, когда идет речь об ответственной должности настоятеля. Наш храм Архангела Михаила — центральный, вокруг него объединяются все остальные храмы. Одни храмы уже могли бы существовать самостоятельно, другие являются дотационными — храмы в домах престарелых, в детском доме. Несколько храмов находится в стадии завершения строительства. И хотя у нас большой штат священнослужителей, всем хватает забот, по праздникам порой приходится служить даже одному.
— Как устроено управление храмами?
— В каждом храме есть ответственный священник из клириков храма, хотя, конечно, мне приходится решать определенные организационные, административные вопросы.
Все священники имеют возможность два-три раза в неделю служить здесь, в нашем храме. И здесь они видят единый богослужебный строй, московскую традицию служения, которые передаются от маститых клириков, которых я очень почитаю — отца Матфея Стаднюка, отца Василия Свиденюка. Многие священники, служившие в храме Архангела Михаила, становятся настоятелями в других храмах города, поэтому можно сказать, что здесь своеобразная кузница духовная, школа служения.
— Вы упомянули о традициях. Какие-то есть у вас в храме уже сложившиеся традиции — в песнопениях, в последовательности богослужений, какие-то особенности храма?
— В нашем храме очень хороший хор, профессиональный. Хор не раз принимал участие в Патриарших богослужениях. Регент, Ольга Михайловна Кораблева, человек глубоко церковный, добрый, всецело преданный Богу. Она в храме с первого дня. Постепенно в храме сложился костяк людей, преданных Церкви и храму.
В богослужении мы стараемся следовать Патриаршим службам, опираться на тот опыт, который многие, кто учился в Московских духовных школах, получили в Лавре Преподобного. По воскресеньям служится акафист Архангелу Михаилу. В храме есть иконы с частицей мощей святителя Николая и священномученика Харалампия, поэтому по средам мы всегда служим акафист святителю Николаю, а по пятницам священномученику Харалампию.
С иконой священномученика Харалампия связана особая история — когда храм закрывали, верующие, как могли, спасали все имущество, в том числе и чтимые иконы. Икона святого Харалампия была передана на хранение в храм Ризоположения на Донской. И к 23 февраля 1989 года отец Василий Свиденюк, зная, что икона принадлежит этому месту, а он является лишь хранителем, любезно ее вернул в храм. Так что это была первая икона, возвращенная в свой храм.
— У Вас в кабинете стоит мольберт, Вы рисуете и сейчас?
— Сейчас только если карандашом какие-то зарисовки делаю. Люблю рисовать человеческое лицо, это всегда у меня получается — передать характер, настроения, чувства. А было время, когда я рисовал . Что-то у меня и дома осталось, многое осталось у знакомых. Иногда видишь картину — «Кто рисовал?», а мне говорят: «Ты что, забыл? Это же ты рисовал». Раньше бывало двух-трех часов достаточно и уже какой-то этюд небольшой или натюрморт готов. А сейчас времени нет, приходится прикладным образом свои навыки применять. Расписывали и этот храм, на Востряках совсем новый храм расписали, в Никольском. Конечно, приходилось с художниками все время работать в отношении выбора сюжетов, стиле написания. Они всегда, надо сказать, признавали во мне коллегу, который убедительно подскажет и поправит.
— В бесконечной череде забот особенно крепкими должны быть тылы — расскажите о вашей семье.
— Матушка, к которой я обращаюсь исключительно «Ольга Алексеевна», с детства в Церкви. Родители у нее богобоязненные, верующие. У нее два образования, но, тем не менее она всю себя отдает семье, у нас трое детей. Дети, слава Богу, устроились, закончили также высшие учебные заведения, старшая даже два высших учебных заведения. Меня радует то, что они вполне приличные граждане, храм Божий не забывают. Внуки также подрастают. Корни мои по отцу рязанские, по матери корни из Подмосковья. А вот фамилия Студенов очень редкая. И если кто к этой фамилии принадлежит, то это непременно мои родственники.
Всегда благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь, все время в движении, в заботах. Вы бы так понаблюдали за мной со стороны, увидели бы, что за мной бегут или я за кем-то бегу, все время на лице забота (смеется). Слава Богу, жизнь вот именно такая. Я по натуре оптимист, поэтому бывает что-то тяжелое в жизни … переживешь. Не всегда справедливо кто-то оценит твой поступок, твои действия — ничего, забудешь. Я оптимист, эта черта характера мне всегда помогает.
Беседовал диакон Александр Волков
в Храме святителя Николая село Никольское
Одинцовский р-он
Московская область