Суббота, 27.04.2024, 14:40
| RSS

~~~Храм Святителя Николая Патриаршее Подворье~~~

Статьи храма

Правила поведения в храме.

«Вся же благообразно и по чину да бывают». 1 Кор. 14:40

Преподобный Амвросий Оптинский: « Разговаривающим в храме посылаются скорби».

 

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Церковь - место присутствия Божия и пребывать в ней следует с благоговением и любовью.

Подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так  и  приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас.

Одежда

Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Господь зрит не на лица, а на сердца людей. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом. Скромность женщины в одежде позволит ей обратить больше внимания на свою душу, а мужчинам меньше внимания обращать на женщин, п.ч. нескромная одежда женщины может отвлечь внимание мужчины от молитвы.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. Если вы в первый раз пришли по незнанию в храм в такой одежде, не следует излишне смущаться этим, как и тем, что некоторые излишне «благочестивые» прихожане делают замечания в довольно резкой форме, чего не должно быть. Просто в следующий раз постарайтесь придти в соответствующей одежде.

Поклонение святыням

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, честным мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни.  Когда прикладываемся к иконам, не следует целовать образ в лик (лицо).

Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон, - если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом (земном) поклоне нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.

Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть и освятил наши чувства, а после на правое и на левое плечи - для освящения наших сил телесных.

 

Затем произнести краткую молитву:

 

Боже, милостив буди мне, грешному (поклон).

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).

Создавый мя, Господи, прости мя! (поклон).

В ХРАМЕ

Перед богослужением

В храм нужно приходить к самому началу богослужения. Если началась служба, стань на определенное место и сосредоточенно слушай чтения и песнопения. Не разговаривай и не переходи с места на место во время богослужения.

Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются. Правило это для тех, кто может его понести и оно не относится к больным и немощным людям.

Войдя в храм, принято прикладываться к "праздничной" иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в "свечном ящике" - это наша малая лепта - жертва Церкви.

Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем, когда же проходишь перед аналоем - соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к богослужению. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Во время богослужения

 

Стояние

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. Это правило соблюдается не во всех храмах в силу традиции на каждом конкретном приходе, но правило это полезное, и где оно соблюдается, следует его придерживаться. В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю.

Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Но исключения делаются для болящих и особо утомленных.  Все должно делаться с рассуждением и по силам.  Стояние в храме позволяет не расслабляться телу, а отсюда и уму, который должен внимать молитвам и удобнее внимает им при некотором упражнении телесном, хотя следует помнить, что одно телесное упражнение без внимательной молитвы не только бесполезно, но даже вредно.

Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых ангелов и  всех святых.

Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием.

Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения.  Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы (затушить догорающую свечу можно, если рядом нет на то поставленного человека), тем более ведение разговоров.  Будем помнить о том, что разговором во время службы мы можем отвлечь внимание от молитвы рядом стоящих молящихся. При сильной необходимости можно отойти подальше от молящихся или выйти из храма и там уже продолжить разговор.

Не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, прикладываться к иконам во время важных моментов богослужения:

при выходе священника с кадилом

при чтении Шестопсалмия,

при выносе Евангелия и во время его чтения,

при пении "Милость мира..." до возгласа священника "В первых помяни..."

при пении Символа веры и "Отче наш",

при выносе Святой Чаши (Потира).

По возможности не следует покидать храм до окончания Богослужения.  Если не получилось по каким- либо причинам остаться,  помолившись Господу о прощении покидайте храм.

Дети в храме

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись.  Нужно помнить, что если родители не будут смотреть за детьми в храме, дети привыкнут воспринимать храм как место не особо значимое и у них будет пренебрежительное отношение к храму и службе.  Достигнуть благоговейного отношения детей к храму можно и нужно не только смотрением за их поведением, но и разумным пребыванием с ними в храме по времени.  Для ребенка всю службу выстоять тяжело и мы должны учитывать его силы, зная каждый своего ребенка. Как при молитве важно не количество, а качество, так и время пребывания ребенка в храме должно быть более качественным, чем долгим, а качество достигается смотрением за ребенком и приучением его к благоговению в храме.  Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует  при возможности выйти с ребенком из храма.

Поклоны и Крестное знамение

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние.  Очень не хорошо, когда кто- либо начинает внешне выделяться во время богослужения совершением не уставных поклонов и громким пением вслед за хором (кроме моментов, когда поет весь народ).  Выделяясь, мы обращаем на себя внимание и портим в духовном смысле все наши старания.

Перед началом всякого богослужения полагаются три поясных поклона. На всех службах при чтении или пении "Приидите поклонимся...", при троекратном "Аллилуиа...", на "Святый Боже..."; на "Буди Имя Господне..."; на "Слава в вышних Богу" и при возгласе священника "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе" полагается сделать поклон. Только посреди чтения шестопсалмия поклоны не кладутся, но совершается крестное знамение.

Осеняй себя крестным знамением и твори поясной поклон: во время ектений при возгласе "Господи, помилуй" или "Подай, Господи" вместе со священнослужителем; когда священнослужитель осеняет присутствующих в церкви крестом, или Евангелием, или Чашей, или святой иконой.

При начале чтения или пения Символа веры, чтения Евангелия, Апостола или паремий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священник произносит: "Мир всем", "Благодать Господа нашего Иисуса Христа...", "Главы ваша Господеви приклоните"; во время чтения Евангелия, каждения, осенения свечами или благословения рукой следует преклонять голову.

Во время открытия Царских врат надо поклониться.

Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя голову, а когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием и трикирием) или когда священник благословляет рукой, а также когда кадят к предстоящим, то креститься не следует, а только преклонить голову; лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: "Христос Воскресе!" - все крестятся и восклицают: "Воистину Воскресе!" Этим мы благоговейно отвечаем на действие священнослужителя, освящающее нас силою благодати Божией.

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу (правую руку), но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, что характерно для иудеев, - только правую, через которую преподается благословение.

Земные поклоны

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы "Тебе поем" во время Евхаристического канона;  при выносе Святых Даров для причащения, при благословении Святыми Дарами.

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также от Святой Пасхи до Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня (Святки), так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом.

Святое Причастие

Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением (если не были по уважительной причине, следует изложить ее священнику на исповеди перед Причастием) и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи (О Причастии на нашем сайте в разделе «приходские статьи»).

Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками – правая  поверх левой.

Подходи к Чаше с великим благоговением и страхом Божиим и с верою и любовию ко Христу причастись Его Святых Тела и Крови, поцелуй Чашу, но не крестясь и осторожно, чтобы случайно не толкнуть ее, затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия выслушай (или прочитай дома или в храме про себя) со вниманием благодарственные молитвы.

По окончании Литургии подойди и приложись ко кресту, который дает верующим священник около алтаря.

ПО ВЫХOДЕ ИЗ ХРАМА

Благословение

Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее

Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения по возможности в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.   Если и случится разговор, то следует стараться избегать смехотворства и празднословия

Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Заключение

Богослужение Православной Церкви имеет огромный духовный смысл, каждое его действие имеет свое объяснение и значение. Участвуя в богослужении  в храме, человек имеет возможность соприкоснуться с  Самим Богом через молитву и таинства Церкви. В храме приходящий может побыть самим собой, оторвавшись от суеты и многих забот. Дома зачастую в силу большой занятости и нередко просто неорганизованности, не удается как следует помолиться. Храм место, где все располагает к молитве-  и росписи храма, и иконы, тишина и мир, наполняющие храм, и просто оторванность от мирских дел и переживаний. В богослужение следует вникать, чтобы понимать его смысл, т.е. читать церковные книги и внимательно вслушиваться в то, что читается и поется в храме. Постепенно мы начинаем понимать молитвы и то, что совершается в храме, но везде есть последовательность. Необходимо прилагать немного усилий. Конечно главное для Бога, это не то, правильно мы ставим свечу или нет, главное для Него-  наше искреннее покаяние и исправление, жизнь чистая и святая. Но знать, как вести себя в храме необходимо, п.ч. это сделает наше нахождение в храме более удобным и позволит нам уже не обращать внимание только на внешнюю сторону, а поможет вникнуть в суть нашей веры через храм и богослужение.  Можно почитать «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, где объяснение основ христианской жизни и о самой духовной жизни очень полезны книги, лекции, статьи профессора А.И. Осипова.  Не следует смущаться, если когда- либо в грубой форме было сделано замечание в храме. Это не повод к тому, чтобы не ходить в храм.  Можно пойти в другой храм, где более благоприятная обстановка. Следует помнить, что Церковь есть духовная больница и люди в ней все со своими болячками, врачуют которые они через таинства и молитву.  Бывают к сожалению люди фанатично- настроенные, которые зачастую и делают замечания в грубой форме. Бог им судья, не следует держать на них зла.  В каких- то крайних случаях всегда можно рассказать священнику этого храма о грубом  обращении прислуживающих в храме, чтобы он смог разобраться.

Материал для статьи был взят из сайта  Храма Анастасии Узорешительницы и дополнен, усовершенствован иереем Кириллом Ошаровым .


В ПОМОЩЬ ЖЕЛАЮЩЕМУ КРЕСТИТЬСЯ

В помощь желающему креститься. Крещение есть великое таинство духовного рождения человека в новую жизнь. Через Крещение человек становится членом Церкви, получает возможность приступать к таинствам Св. Церкви. Для принимающего Крещение есть одно очень важное условие, это вера в Бога. Господь в Евангелии сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (от Матфея 16,16). Когда человек приходит к Крещению, Господь видит внутреннее состояние этого человека, ту мотивацию, по которой он хочет принять Крещение. Если приходящий ко Крещению не искренне решил креститься, если для него Крещение лишь просто формальность, дань традиции, мода, то для него Крещение и останется простой формальностью и он не станет по настоящему последователем Господа Иисуса Христа, не почувствует в себе никаких перемен, главное- не получит благодати Св. Духа, которой человек сподобляется во время Крещения. Лучше уж тогда и не креститься, чем так бездумно принимать такое великое таинство! Святитель Кирилл Иерусалимский по этому поводу сказал: «если ты лукавишь, то священник тебя крестит, а Дух святой не крестит». Отсюда мы видим, что желающий креститься должен иметь веру в Бога, твердое намерение в дальнейшем жить по заповедям Господним, должен трудиться над своей душой. Но нужно помнить, что необходимо готовиться к таинству Крещения. Эта подготовка состоит в усвоении некоторых знаний о таинстве Крещения, о духовной жизни, о догматах Святой Церкви. Этому необходимому усвоению таких знаний, а так же дальнейшему воцерковлению могут помочь книги, такие как: Библия Нового Завета (или Евангелие), Закон Божий протоиерея Серафима Слободского, творения Святых Отцов, таких как Авва Дорофей, святитель Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, подвижников 20- го века, таких как схиигумен Иоанн (Алексеев) «Письма Валаамского старца», Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние», монахиня Арсения (Серебрякова), монахиня Ардалиона, и лекции известного богослова проф. А. И. Осипова. Следует учитывать, что перечень духовной литературы подобран как для человека еще только приходящего к Церкви, так и для уже воцерковленного, и если человек уже воцерковленный может читать святых отцов более древних, чем те, которые здесь указаны, то приходящему к Церкви вполне достаточно вышеназванных. Чтение Евангелия дает человеку увидеть заповеди Господни и сравнить: соответствует ли его жизнь этим заповедям или нет. При возможности, для более удобного понимания смысла читаемого в Евангелии, следует обращаться к толкователям Евангелия святым отцам. Например: к блаженному Феофилакту Болгарскому, святителю Иоанну Златоусту. Хорошее толкование на евангелие от Марка священномученика Василия Кинишемского. Книга преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» раскрывает основы духовной жизни. Очень большая духовная мудрость заключена в них. Автор ее, человек святой жизни, очень начитанный и образованный. Творения святителя Игнатия Брянчанинова наиболее полезны для современного человека. Очень полезны его письма к разным лицам. Неоценим его 5- й том «Приношение современному монашеству» название которого может удивить, ведь обращен 5- й том к монахам. Не следует этим смущаться, ибо этот труд обращен и к каждому христианину. Его очень полезно хотя бы выборочно почитать, и вы увидите, что многое там удобоприменимо и удобопонимаемо и для мирянина. Творения святителя Феофана Затворника так же очень нужно почитать, особенно «Собрание писем», о исповеди и причастии, о духовной жизни. Письма Валаамского старца» схиигумена Иоанна (Алексеева), написаны простым языком, но выражают глубокие христианские истины. Читая их, понимаешь и чувствуешь, что написаны они не от себя, но через Божие озарение. Главное в этих письмах, это постоянное упоминание и ссылки автора на святых отцов, т.е. на церковное предание, по которому единственно мы можем безошибочно вести духовную жизнь. В них отражается состояние монашества на Валааме в середине 20 века, что тоже интересно. Вообще очень полезная книга- надо только взять и почитать! Книга Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние», монахини Арсении (Серебряковой) и монахини Ардалионы тоже пропитаны святоотеческим учением, отчего имеют большую ценность! Есть книга, объединяющая письма вышеназванных подвижников 20- го века, которая называется «Носители духа святителя Игнатия», составленная профессором А. И. Осиповым. Наконец лекции и статьи, а так же книги «Путь разума в поисках истины», «Посмертная жизнь», некоторые брошюры профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова. Простым, доступным языком излагает учение Церкви и основы духовной жизни по святым отцам. Хорошее знание предания Церкви, обсуждение и живые ответы на актуальные вопросы нашего времени, постоянные ссылки на святых отцов, в особенности на святителя Игнатия Брянчанинова. Его лекции помогают человеку четко почувствовать разницу между настоящей духовной жизнью и ее подменой, которая сейчас встречается очень часто. Слушать его лекции следует внимательно, вникая в контекст сказанного им, в противном случае, можно вне контекста неправильно понять суть лекции. Очень полезные лекции, статьи, книги этого профессора и нужно их изучать! Возникает вопрос- а как все это можно читать и слушать? Где найти время? Ответ прост- заглядывать в эти книги хотя бы один раз в день на несколько минут. Хотя бы по одной странице, главке в день прочитывать и достаточно. Не спеша прочитано будет все и при таком неспешном чтении хорошо усвоено! Мало – помалу и будет усваивание душеспасительных знаний, а отсюда и настоящее воцерковление. Главное понять- через Крещение человек призван стать настоящим христианином, т.е. трудиться над собой, над своей душой, возделовая в ней добрые качества души, или если сказать по святоотечески добродетели. Большая ответственность в этом отношении лежит на родителях и крестных крещаемых детей. Родители и крестные ответственны за воспитание детей именно в Православии, поскольку крестим в Православную веру. Воспитать же в Православии можно лишь тогда, когда человек сам старается жить христианской жизнью и задача родителей и крестных детей, передать детям опыт христианской жизни на собственном примере. Во время Крещения человек отрекается от сатаны, тем самым свидетельствуя о том, что он всеми силами постарается жить по Божьему! Крещение по слову Апостола Петра «обещание Богу доброй совести». Обещание мы должны исполнять и тем более данное перед Богом и Всей Церковью. За младенцев отречения произносят крестные. Нам важно в дальнейшем объяснить детям об их ответственности за соблюдение обетов, данных при Крещении, т.е. заповедей Христовых! Объяснить же можно, являя пример им того, чему хотим научить. Все мы желаем детям блага, хотим, чтобы они были здоровыми, удачливыми, а главное счастливыми. Если мы искренне этого хотим, то постараемся потрудиться над собой, начнем духовно оздоровлять самих себя, а через это и наших детей. Если мы с таким расположением будем крестить наших детей, то будет намного меньше плохих примеров, когда ребенок вырастая, не хочет знать ничего о вере, о Боге, о вечной жизни. С таким ответственным подходом к Крещению, у нас будет намного больше по- настоящему воцерковленных, верующих людей!

Подготовка к св. Причащению

К св. Причащению необходимо серьезно подготовиться. С вечера нужно посетить вечернее богослужение. По сложившейся традиции, перед Причастием положено поститься 3 дня, хотя в некоторых ситуациях можно и меньше, если на то есть серьезные причины (работа тяжелая, болезнь не позволяет столько поститься, иногда тому, кто часто причащается, духовник разрешает поститься меньше), относительно которых следует посоветоваться со своим духовником, а за неимением духовника со священником, у которого будете исповедоваться перед св. Причащением. Во время подготовки к Причащению необходимо воздерживаться от супружеских отношений, а также от пищи животного происхождения: мяса, молока, яиц. Но пост перед св. Причащением не ограничивается только телесным воздержанием - необходим пост духовный, выражающийся в воздержании от разных развлечений, осуждения, сплетен, ссор. Такой духовный пост поможет ясно увидеть свои страсти и более глубоко познать свое духовное состояние, а отсюда и начать духовное врачевание через исповедь и Причащение. Дома нужно внимательно и благоговейно прочитать 3 канона: покаянный, молебный Богородице, Ангелу Хранителю, а также полностью последование ко св. Причащению. После 12 часов ночи нельзя пить и есть и к св. Причащению необходимо подходить натощак. Во время св. Причащения к св. Чаше следует подходить неспешно и с благоговением, ибо принимаем мы Самого Христа. Перед св. Чашей не следует креститься и делать резких движений во избежание пролития св. Чаши. День после св. Причащения желательно провести во внимании и трезвении не растрачивая его на развлечения и забавы, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа!



ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ НЕОБХОДИМО:




ДЛЯ ДЕТЕЙ:

-св-во о рождении;

-крестильная рубашка;

-нательный крест;

-полотенце;

-крёстный+крёстная

(не муж и жена).




ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:

-св-во о рождении

или паспорт;

-крестильная рубашка;

-нательный крест;

-2 простыни(или

простынь и рубашка);

-тапочки.


Поиск по сайту
Меню сайта
Православная социальная сеть «Елицы»
Новости
Календарь
Статистика
Copyright Latin © 2024
Конструктор сайтов - uCoz