Святитель Игнатий Брянчанинов: «Некоторые, не занимаясь или
занимаясь очень мало душевным деланием, а упражняясь в одном телесном, не без
примеси фарисейства- одно телесное делание не может обойтись без фарисейства,-
нисколько не чувствуют жала совести и обличений ее в греховности, по этой
причине признают такое состояние своего спокойствия достойным одобрения. В
мнении своем они поддерживаются и утверждаются многими явными добрыми делами
своими и похвалою человеческою. На этом основании они считают такое состояние
спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной,
безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они
не останавливаются признавать эту радость благодатною….. самообольщение
основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока,
родившееся от неправильной деятельности и рождающее еще более неправильную
деятельность. Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности
пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности,
происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам
рождается в тебе по причине наружного преуспеяния человеческих похвал, отнюдь
не есть радость духовная и святая: она- плод самомнения, самодовольства и
тщеславия. Такое состояние мнимого спокойствия святые Отцы называют
нечувствием, умерщвлением души, смертью ума прежде смерти тела ( Лествица
Слово18). Нечувствие, или умерщвление
души, состоит в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в
отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего
сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак
неправильного образа мыслей, неправильного подвига, самообольщения. ( Т.5; с.
331, 332). |